Большая авантюра. Нордкап-Тарифа 2009. От самой северной до самой южной точки Европы, по самым-самым местам, часть 3
День 9. Германия - Miniatur Wunderland, гамбургские доки, сельские дороги
151387, вчера проехали ровно 1000 км, общий пробег - 6100 км
Телефон не сдался - потому перебиваюсь гостиничным интернетом, преимущественно - по утрам.
Наконец-то, наконец-то нас спросили про наклейки!! Не зря, видать, старались!
Доехали утром до парома - удивительно, но 10 км не преподнесли никаких сюрприхов. Система там - просто поточная. Кажется, одновремнно 4 парома снуют между Данией и Германией. Машины заполняют всю площадь и в порядке живой очереди попадают на паром.
Рядом с нами запарковались два свиновоза (30 метров свиней в три уровня) и воздуха сразу перестало хватать. Мы вначале запереживали, что не успели на вот-вот отходящий паром, но свиновоз пустили вне очереди (видимо, из сочувствия к оставшимся), и мы обрадовались нашей неудаче.
Девятый день поездки, 10:45 - погрузились на паром, за спиной 6109 км. Скандинавия - всё. Ой!
Утром погода была совсем неприветливая, всё небо затянуло тучами и накрапывал дождь. Но по мере пересечения пролива между Германией и Данией все тучи разлетались без следа, и в Германию мы въехали под яркими лучами солнца.
На выезде с парома в Германии нас встретил плавучий 5-этажный пограничный магазин. Я пошел туда за датскими и немецкими наклейками на машину - а попал в реализацию мечты о Европе.
5 этажей бухла и конфет, по бросовым ценам. Вино продается только коробками, пиво - только ящиками. Вино можно пробовать - на полках стоят открытые коробки всех видов, рядом - груды одноразовых стаканчиков. Из картонок народ наливает себе сам, из бутылок - наливают в милом баре, окруженном коробками и ящиками. Вино стоит в среднем по 6 евро в расчете на бутылку, пиво - порядка 50 центов за банку. Не удивительно, что на меня с пакетом орешков и шоколадкой народ, катя по две телеги, смотрел с удивлением. Я думаю, что если перегнать всё внутри этого здания в спирт - можно долететь до луны, наверное.
Вообще, после Скандинавских драконовских мер в отношении алкоголя, мы примерно так Европу и представляли.
Далее - 100 км до Гамбурга по автобану. Еще в Дании дул сильный ветер, а в Германии он уже гнул деревья. Автобан-же оказался спрятан от ветра за замлянми валами и густой лесополосой - ехать было достаточно комфортно. Удивительно, но 250 километров в час никто мимо не пролетал, да и мы оказались способны выбираться временами в средний ряд для обгона.
Добрались до Гамбурга, первым делом поехали в Miniatur Wnderland - а там билетов на ближайшие три часа нет, если стоять в живой очереди - ждать надо два часа. Купили билеты на вечер и отправились в город. Парковочные автоматы какие-то, хммм, зажравшиеся. Кушают монеты, но очень избирательно. Если кинуть 5-центовик - то сразу выплевывают всё, что сунул раньше. Если скормить 10-центовик - то выплевывают всё обратно после нажатия билетной кнопки.
Первое впечатление от Гамбурга - это круто! У нас всё, что крупнее Осло - теперь круто. Для изучения города решили взять на прокат велосипеды на автоматических стоянках. Прошёл длительную многоступенчатую процедуру регистрации для получения прокатных велосипедов и так утомился, что решил второй велик не брать и кататься на багажнике по очереди. И тут полил ливень. Спрятались в кафе, просили немецких сосисок и пива - а дали венский шницель и Хайникен. Ну что такое!!!
Просохло - колесили по городу. Я понимаю, откуда черпают вдохновение создатели ЖД макетов. Огромные здания натыканы плотно, дороги извиваются, пересечения на нескольких уровнях - ощущение жизни в модельном городе, где на пятачке нужно втиснуть как можно больше разных вещей для демонстрации искуссности. Хотя понятно, что у меня всё с ног на голову - ибо ЖД макеты как отражение реальности я увидел лет на 20 раньше самой Европы как источника вдохновения. Наверное, по этой причине модельное хобби не очень развито в России - как уместить бескрайние просторы, где ходят 70-вагонные поезда, в углу хрущевки?
Ну так вот, дождь прошел - и мы на свежеобретенном велике поехали кататься по городу.
(Кстати, похоже что болезнь с пропусканием буковок - это какой-то глюк Эксплорера. Эту часть я пишу в блокноте - там все работает прекрасно. Я предвижу судьбу компутера - и она все менее радостна…)
Центр города интересен своей портовой и прибрежной частью. Все что вне - ничем особо не запомнилось. Разве что колокольня, оставшаяся от собора Св.Николая. Собор погиб вместе с центром города во время бомбежек 1943 года. Бывшие подземелия собора переделаны в "музей памяти", где собраны фотографии и описания разрушений и жертв, вызванных бомбардировками союзников. Правда, постоянно идет оговорка, что эти страдания - последствия фашистской политики Германии. Мне вспомнился аналогичный собор в Ковентри, от которого тоже осталась лишь колокольня. Тот собор был тоже был разрушен бомбардировками, только фашистскими и в 1940 году. Вообще если вдуматься - Европа, можно сказать, практически лишилась лица после второй мировой, которое хранила столетиями. Оба собора были построены где-то в 11-12 столетии, пережили пожары, постоянные войны, темное средневековие - и были разрушены в 20-м столетии, после всяких гаагский конференций и организаций лиг наций, когда вроде как весь мир научился говорить на одном языке.
Ну да ладно, что-то мы о грустном.
В портовой части ознакомились с настоящей картой города, в противоположность тому что мы получили в ТуристИнфо. На халявной карте город занимает всю площадь листа, а на юге виден кусочек доков. На набережной-же понимаешь, что город - милый бонус к огромному порту. Доки занимают гигантскую площадь, а вокруг тоненькой полоской лежит город со всеми пригородами.
Бросили велик (оказалось не так мило, как я думал - 4,5 евро за полтора часа. В Осло сезонная карта на прокатные велики стоит меньше 10 евро), и в портовой части купили билеты на экскурсию по докам (вечерние билеты в модельную ЖД позволяют зайти в музей после какого-то определенного времени, так что главное - попасть туда до закрытия). На большую экскурсию длиной два часа через все доки - опоздали, но час поплавать успели, увидели и узнали много всего нового. Порту более 800 лет, В Гамбурге бывали сильные наводнения, после катастрофы 1962 года, когда вода поднялась на 3,5 метра выше уровня прилива и затопила город, всю береговую линию подняли и укрепили, построили водозащитные ворота.
Вообще в городе с таким здоровенным портом понимаешь, что море - другой мир. Смолеты в воздухе не могут находиться вечно, а для кораблей и моряков такие порты - лишь сиюминутные остановки. В портовом городе жизнь какая-то совершенно другая, а в глубине самого порта - уже ощущение параллельного мира. В сухих доках ремонтируются гигантские сухогрузы, которые внутри этого дока просто теряются. Пишут, что там строятся самые дорогие яхты мира, для "Абрамовича и других шейхов" (ну в общем - да, Абрамович у нас - натуральный шейх) . Видели один из самых больших в мире контейнеровозов - COSCO ASIA, на 11 тысяч контейнеров. Много чего интересного в доках, что я не видел ни разу в жизни. Просадили почти в ноль батарей видеокамеры, совершенно забыв о макете ЖД.
Музей-макет расположен в старых пакгаузах (часть порта, кстати) - огромные пространства, ныне отданные под всякие музеи, театры, выставки, но остались и старые съемщики - торговцы коврами, и всякими прочими восточными штучками.
Миниатюр Вундарланд - на столько сильное впечатление, что пришлось написать отдельный рассказ.
Вокруг Гамбурга - гроза, сполохи повсюду. Мы погрузились в машину и отправились на удачу в сторону Франции, искать отели. Нашли моментально, и не было закрыто, не было занято, принимали карточки - одним словом, какое-то чудо случилось и течение путешествия вроде даже и наладилось (за исключением интернета и этих поганых электронных "друзей")
День 10. Голландия - фестиваль тракторов, поселочки с мощеными улицами, погранпереход. Бельгия - автострады, развилки, Франция - ночные магазины
151582, вчера проехали всего 195 км, общий пробег - 6295 км
День десятый - заказали заранее по сети гостиницу на французской стороне границы за 44 евро и со спокойной душой двинули дальше на юг. Через час звонят из букинг-центра, говорят - в отеле не могут разобраться с нашей карточкой, просят перезвонить им напрямую, очень-очень срочно! Я спрашиваю - они по-аглицки-то рубят? Рубят, рубят - успокаивают. Перезваниваю - меня не понимают. И никого рядом нет из понимающих. Круто! И что нам теперь делать? Ехать в гостиницу, не ехать? Как бронировать на будущее? Развратило нас всеобщее знание английского в Скандинавии. Заодно вспомнилось, как 6 лет назад я в Монпелье в автосервисе при помощи мимики и жестов просил метчик на 4.
Перезвонил после 5 - вообще никто не берет трубу. Отзвонился по принятому номеру обратно в агентство - "номер не зарегистрирован". Супер! Придется искать другую гостиницу.
Побывали в восьми странах - Германия, Голландия, Германия, Голландия, Германия, Голландия, Бельгия, Франция.
Подвеска стучит - заехал в первый попавшийся сервис - мне за спасибо моментально машину подняли, посмотрели, подтвердили что только резинки стабилизатора умерли - и отпустили с богом. В Норвегии это обошлось бы в половину нашего месячного бюджета и потребовало бы записи за две недели. К сожалению, встретили только одного официального дилера, но у него на складе резинок не было. Попытаем удачи во Франции.
Германия. Время - полдень, а на улице все умерло полностью, ни одной живой души.
Как только въехали в Голландию - так сразу и люди появились, и овощные развалы у магазинов, и барахолки антикварные, и прочие признаки жизни. Голландское всё - почти как у больших, только маленькое. Скажем, окружная дорога вокруг Denekamp - две ленты для встречного движения, разделенные зеленой полосой. Только по одному рядку в каждую сторону.
Вся Голландия - как одна большая непрерывная деревня, велосипедные дорожки идут постоянно.
Нас задержала голландская полиция на машине скрытого наблюдения - бежевая Форд Фиеста номера 05-PR-JF. Ехали мы больно подозрительно и снимали все подряд, случайно сфотографировав их машину. Они проверили наши документы, мы им рассказали про поездку (наклейки очень пригодились)- и нас отпустили.
Голландская унылая равнина умело преображена местными при помощи дорог, тотального мощения всех поселков (язык не поворачивается назвать их деревнями, хотя народ там живет сельским хозяйством), огромного количества всяких лесопосадок и невероятно красивых домиков из темного кирпича. Голландия на столько есть равнина. что когда мы въехали в холмы - сразу оказались обратно в Германии. Там встретили колонну красивых старых тракторов, и крались за ними час на скорости 20 км/ч, ничем не выдавая своего присутствия. Они нас привели на фестиваль тракторной техники, где мы и провели остаток дня (Хорошо. что фестиваль еще не начался - только народ только подтягивался - а иначе я там застрял бы на два дня, тем более что в воскресенье там будет выставка олдтаймеров). Неплохая компенсация за пропущенный фестиваль американских машин в Швеции.
Веселая семейка - дородная фермерша Маша (Marija Johana), ее муж в типичных деревянных голландских башмаках - "удобно и полезно"
"Мужик, к черту подробности - страна какая?" - уже не шутка.
Ни в одной из 8 посещенных за день стран не удалось купить национальных наклеек.
Последние два дня лейтмотив сельской местности - запахи навоза различного происхождения и степени перепрелости.
Пограничные переходы - уже не то что формальность, а просто не существуют. На месте старых зданий таможни и погранконтроля - теперь макдональдсы и заправки. Попытки снять торжественный проезд пограничных щитов - проваливаются за отсутствием таковых.
Дороги в Бельгии - интересно! Густые заросли, спускающиеся к самой дороге, развилки, где дорога плавно разделяется на протяжении километра - необычное зрелище. Что-то подобное помнится мне на Парквеях в Коннектикуте - но память может обманывать.
Ночная трасса Антверпен-Брюссель-Париж была существенно загружена до самой полуночи.
Во Франции в Valenciennes попытались найти забронированный отель - но ничего не получилось. В результате заселились в первый попавшийся отель в полночь без каких-либо проблем и обломов (51€ плюс 5€ за парковку во дворе), прошлись по городу - в непосредственной близости работает продуктовый и куча забегаловок. В первом часу ночи закупили сыра, хлеба, распечатали вино - вот и ужин. Если не считать проблемы с бронью в первом отеле - то можно сказать, что сервис приобрел привычные формы - будем пользоваться моментом.
День 11. Париж - елисеевские, нотрдам, башня, монпарнас
152387, вчера проехали 804 км, общий пробег - 7099 км
Встали в 9 утра, позавтракали вчерашними запасами. Пытался снять внутренний двор - тут-же появился старикашка с ресепшена, атаковал меня "Порке, Порке????" - "Зачем?? Зачем!?". Объяснил ему, что снимаю свою собственную машину - он вроде как успокоился.
В попытке избежать драконовских поборов на французских магистралях, задали навигатору задачу провести нас задворками. На первых-же задворках встретили реношный сервис, я туда кинулся за резинками подвески - нету, говорят, но есть у другого дилера в двух километрах отсюда.
Поехал туда - резинки есть, но ремзона закрыта.
Купил резинки, вернулся в первый сервис - там ремзона работает, но все забито. Выклянчил у них ключик на 13, второй стащил сам и совсем неэстетично развалился на асфальте у входа в салон, меняя резинки. Мы так и не решили - это такая хорошая реклама или антиреклама - потому ни я им деньги за пользование инструментом не отдал, ни они мне не приплатили ничего за представление.
Резинки, конечно, убрали стуки спереди, но менять их было совсем не обязательно. С другой стороны, машину надо ублажать, дабы она не взбрыкнула где-нибудь в горах, да и прикольно это было - ремонтироваться во Франции. Всё не замена коробки и переборка головы.
Домики в Valenciennes - из красного кирпича и низенькие. Ну совсем как в Голландии.
Двинули далее местными дорогами до Парыжу. Вокруг - сплошные деревни и поля. Зерновые, картошка, капуста, и все - до горизонта и далее. Местами - немного лесочка, и снова поля-поля-поля. Какими дорогами ехал - не помню, ибо с ездой по навигатору - дуреешь.
Вот что удалось восстановить: A2-D630-D76-D15-D103-D644-D1044-D1029-D1-N2-A104-A3. Получилось долго и утомительно.
Как-то добрались до Парыжа, и на местных развязках я пару раз улетал куда-то не туда, в результате приходилось выбираться обратно задворками. Это, конечно, не езда в Москве - но я от такой активности уже отвык.
Попутно попал в район автомобильных разборок и в приступе перфекционизма попытался найти целый капот взамен жеванного - не повезло.
Отель искали наугад - и получили местечко в глухих переулках на задворках Орли. Мило, тихо, спокойно, но проблема выбраться в сам город. Заехали где-то после 16.00, поспали немного и поехали на поездах в Париж. В город попали уже вечером, где-то в 19:00.
Париж - это здорово. Сначала мы выспались перед выходом в город, потом объелись на Монпарнасе - что еще нужно для счастья?
Улитки, сырная тарелка, луковый суп с сырной корочкой, стейк тартар, курятина с помпис?????. Кувшин красного и бутылка СанПелегрино. После такого ужина было просто необходимо пройти пешком через весь центр города, но далось нам это очень тяжко.
По городу все ходят парочками, перед Нотр-Дамом и на Елисейских - толпы народу, а стоит отойти немного от туристических мест - там вообще никакой жизни. Говорят, в августе в городе остаются только туристы.
В первом часу ночи город гудит во всю, на улицах - пробки, по реке снуют туристические баржи, даже какой-то адский тримаран видели. Все рестораны у Нотр-Дама забиты - похоже, правда город никогда не спит.
На Эйфелевой башне устроили крутящиеся прожектора на самом верху, и в ночи выглядит она натурально как глаз Саурона.
Результат - много французских полей и деревень, Париж одним глазком в темноте, сытый французский ужин.
День 12. Париж, сад Ситроена, Версаль.
152663, вчера проехали 276 км, общий пробег - 7375 км
За две недели сидения в машине на попе все опорно-двигательные функции практически утрачены, и после 4х часов на ногах нам стало очень плохо. Снова проспали до 9, сейчас собираемся, пойдем в парк Ситроена, Версаль, а оттуда - до Монт-Сен-Мишеля, что на Атлантике.
Вечор интернет отсутствовал, а сегодня мы без ног - потому кратко и сразу про два дня.
На всю электронику кроме камер я плюнул. Она теперь, нууу, как кошка - жрать постоянно просит, а толку - ноль. Шнуров и розеток не хватает заряжать всю эту чертову гирлянду каждый вечер - а сразу после завтрака всё уже разряжено.
На выезде из Парижа решили красиво снять Елисейские поля - а в результате намотали километров 50 по развязкам, тоннелям и задворкам. Парижские развязки - адово место, особенно на хайвеях. В городе повсеместно запрещен поворот налево, огромное количество улиц - односторонние. Развязки на хайвеях - воплощение Ктулху. Десятки полос - и каждая идет в своем направлении. Сделанную ошибку можно исправить в лучшем случае в течении получаса. А еще и навигатор соображает внутри городских джунглей с трудом, и не в состоянии показать нужное ответвление среди трех-пяти, лишь беспомощно бормочет "направо-налево".
Удивили бесплатные парковки в центре города. От такого я уже давно отвык.
Бизнес-район Defence в нерабочие дни, где нет ни единой живой души - как заколдованный город.
В Парке Ситроена нас ждал облом - самый большой в мире прогулочный воздушный шар был намертво примотан к земле из-за сильного ветра и "угрозы урагана". Я не особо любитель парков - но сам парк оказался прекрасен. Состоит из двух частей - большая открытая поляна и запутанный лабиринт в нескольких уровнях. Советую посмотреть - тем более он недалеко от центра.
Оттуда двинули в Версаль, попрыгали туда-сюда, я был просто сражен масштабами. Сразу видно - французские короли понимали толк в жизни. Правда, говорят, они плохо кончили.
Из Версаля отправились строго на запад, в сторону Мон-Мен-Мишеля. Где-то по пути проскочили Гринвичский меридиан - жутко жалею, что не зарегистрировал это событие. Отель "Формула-1" был где-то километрах в 30 от монастыря, так что пока добрались, пока поужинали - уже стемнело. Ночью выехали на разведку, я щелкал город-скалу в темноте, а Мира пошла внутрь. Франция - это круто, ибо в полночь там внутри еще работали рестораны, кафешки и магазины сувениров. Вокруг монастыря кипит жизнь - отели, рестораны, кафе, даже кажется казино было. Образ, конечно, более естественен чем Нордкапп, и эксплуатируется с удвоенной силой. Ночью в соседских с монастырем городках били салюты - это они так наступление новой рабочей недели отмечают?
День 13. Мон-сен-мишель, Паром в Бордо, Бордо - пляжи, леса.
153114, 7826 км.
Деньги выколачивают и тут: Парковка - 4€, билет в верхнюю часть монастыря - 8.50€, аудиогид, брошюры - все за деньги. Но повезло попасть на англоязычную экскурсию.
Сверху видны пески морского дна, по которым бегут на противоположный берег туристы, стараясь успеть до отлива.
Утром вскочили, прилетели к монастырю одни из первых, прошли с экскурсоводом по аббатству - я снова без слов. Десять веков сооружениям - а так все ажурно и воздушно.
Обедали в ресторане высокой кухни с видом на монастырь - это удваивало сумму счета. Но видать я не ценитель - мне и порции оказались малы, и вкус был непонятен.
Следующая точка в плане - Бордо. Решили экономить время и поехали по платной дороге. 400 км проехали меньше чем за 4 часа, обошлось это в 11 литров на сотню и дополнительные 17 евро дорожных сборов. Ехали быстро, но было как-то скучно и однообразно. Дорога идет по равнине, окружена густыми посадками - пилишь себе и пилишь, глазу не за что зацепиться. Решили разнообразить маршрут. Соскочили с платной дороги в Saintes, там проехали в курортный городок Royan и на пароме за 28€ пересекли устье Жироны (у меня это уже 7й паром за путешествие).
Выгрузились прямо в Бордо, в районе Medoc. Виноградники идут вдоль Жироны, а ближе к океану - хвойные ароматные леса на голом песке. Дороги совсем пустые.
Закат проводили в Hourtin-пляже, и это место стало нашим персональным открытием. Широченный песчаный пляж от горизонта до горизонта, высоченные дюны, а за ними - сосновый лес с вереском, кедрами, цветами. Городок с центральной улицей, занятой рынком. Музыка, кафешки, рестораны, аттракционы. При этом хоть на улицах и толпы - но в масштабе окружающей природы людей, можно сказать, просто нет.
Отели снова искали наугад, и тут нам достаточно быстро повезло (теперь для нас "достаточно быстро" - это всего-то километров 50 отмахали) - автоматический отель Premier Class Hotell за 50€ с душем в номере и бесплатным Интернетом.
Завтра попытаемся попасть в одно из винодельческих местечек на экскурсию, а потом - двигаем в Испанию
День 14. виноградники Бордо, Биаритц
153782, 8494 км.
У нас все какая-то засада. Видим прекрасные пейзажи, решаем снять - пейзажи кончаются. Время - спать, видим кучу отелей, решаем остановиться - отели кончаются. Хотим есть, видим кучу ресторанов, решаем остановиться - рестораны кончаются. Хотим фруктов - остаются только кафешки. Соглашаемся уже и на сэндвичи - и сэндвичей тоже нету. А так как поворачивать назад - не в нашей привычке, то мы остаемся голодные, невыспавшиеся и без красивых фотографий
Вот и сейчас - хотели обедать, пока приняли решение - все рестораны закрылись на сиесту, пришлось снова есть в Макдональдсе. Зато интернет халявный.
В Бордо видел 7-коленный трамвай.
(На сегодня успели побывать в двух шато в Бордо.)
В самом городе Бордо в офисе Турист-Инфо целая стойка отведена для консультантов по винному туризму. За 5 евро добрая тетя нашла нам ближайшее шато класса Gran-Cru, где делают сухие вина, где есть экскурсовод на английском, и где нас готовы принять через полчаса.
Экскурсия в шато гран-крю Carbonneaux была неким разочарованием. Я-то думал, что производители вина высокого класса имеют в рукаве обширный запас магии - а оказалось все более чем буднично. Не смотря на то что первые здания были построены в 14 и 17 веках - все производство идет в ангарах, построенных в 80х и 90х годах. Бочки меняются каждые три-четыре года, белое вино хранится в кондиционируемом помещении - хорошо что хоть для красного построили подвалы. И производят они всего два вина - красное и белое. 25 евро за бутылку в самом шато - это, наверное, минимум 50-100 в миру. Но мне вино не понравилось - ибо оно должно еще стареть лет 5-10 минимум. Я думал они продают старое вино из подвалов, но подвалы - личные запасы хозяев. Мы подумали, что 5 лет точно не вытерпим и ничего не купили. Потом стали мотаться по разным шато в надежде купить уже созревшего взрослого вина, но всюду - одна картина: вина в лучшем случае 2004 года, которым еще дозревать годами. Нашли одну винотеку района Graves - подвал, заполненный бутылками со всех хозяйств района. Магическое место! Там нам подсказали вино 2002 года, которое уже более-менее созрело, а до кучи купили еще какую-то бутылку, говорят - с хорошим потенциалом лет через 5-10. Будем тренировать силу воли. Вообще у меня созрела бизнес-идея - откопать подвал, накупить и попрятать там бутылок по 5-10 евро и лет через 10 стать миллионером.
Коллекция старых машин в шато Carbonneaux
Пока ездили по разным шато и винотекам - набрался целый ящик разного вина. Все надеемся выпить в дороге - но, кажется, повезем все домой. Если не считать попойки в Стокгольме в гостях - то до сих пор мы никак не можем допить первую бутылку, которую купили еще на датской границе.
А, вот еще - я ожидал, что как мы въедем во Францию - так и будем ездить среди виноградников от границы до границы. Ан нет - мы ездим среди кукурузы. Кукуруза всюду, от границы до границы.
Я пытаюсь решить судьбу машины у Темы в журнале - авось что-то да срастется
http://tema.livejournal.com/420691.html?thread=210273107#t210273107
Из Бордо козьими тропами пошли по атлантическому побережью в сторону Испании, нацеливаясь на Биаритц.
Биаритц - тоже открытие. Судьба, видать, благоволит нам, раз каждый день дает нечто, по силе впечатлений сравнимое с северной Норвегией.
Биаритц - бухты в скалах, город на горе, улицы вверх-вниз, виллы на утесах. Ресторанчики, большие и маленькие отели один над другим. Огромный маяк на мысу, большие волны, толпы серферов. Соляной туман висит над пляжем и прокрадывается внутрь городских улиц. Красота. Снова понимаю французскую аристократию, облюбовавшую это место давным-давно.
Оттуда поехали в Испанию на пустом баке, надеясь на дешевый испанский бензин (1 евро против 1.30 во франции). Дотянули до заправки, оттуда с десятой попытки попали в Ашан за 5 минут до закрытия (закрываются, кстати, в 22:00, а во Франции кроме самого севера мы не видели ни одного магазина, работающего после 20:00), пополнили запасы хамоном, фруктами и соками-водами. Ашан-ашаном, а в глубине - целая стена до потолка занята исключительно хамоном. Ооооооо, жаль что ногу не довезем домой - пропадёт, а мы будем плакать над ней безутешно. Ограничились большой пачкой нарезки, которую тут же и съели.
Сытые и довольные, отправились на поиски отеля.
Ближайший прибрежный город Сан-Себастьен оказался забит напрочь, лишь на задворках в трех звездах предложили комнатушку за 124 евро (старая испанская наколка - сначала давать цену, в потом добавлять к ней 7% налогов). Мы растерялись - ведь вроде и не в Норвегии мы - тогда с чего такие цены-то? Попылили дальше, и свернув наугад с трассы в Tolosa, нашли нормальное жилье за 80€ - комната в вилле, с интернетом. Оттуда и пишу. Теперь надо выспаться - до Тарифы пилить 1200 километров, и есть очень настойчивое желание быть там послезавтра вечером.
День 15. Испания - Риоха
154154, 8866км
План на сегодня - доехать до Севильи, а это - 900 км. По легенде никаких точек по пути не отмечено - но мы будет проезжать через Риоху, а это - очень большой соблазн.
Виноградники Риохи лежат на высоте 300-600 метров над уровнем моря.
Поддались соблазну, свернули в Риоху и на 4 часа зависли в одной бодеге-музее Dinastia Vivanco, Museo del Vino, что в Briones - на западе долины Риоха. Сначала - экскурсия по производству, потом - посещение огромного музея.
Вино в Риохе производили очень давно, в первое время - для внутреннего употребления и спаивать паломников, двигающихся в монастыри Сантьяго-де-Компанелла на атлантическом побережье. Но расцвет Риохи произошел в конце 19 века, когда большая часть виноградников во Франции полегла от какой-то заразы, и французские поставщики срочно искали новые источники вина.
На самом деле Бодега - это место где изготовляют вино. Наличие собственного виноградника, магазина, а тем более музея - это скорее очень приятный бонус.
Вот тут все выглядит так как я ожидал - практически нет нержавейки, всюду - камень или старая сталь, все бочки - дубовые, подвалы с вином - мрачные подземелья, выходы на поверхность - винтовые лестницы.
Для пущего изыска - прозрачные лифты, зеркала во всю стену, зрительно увеличивающие винные подвалы. При ближайшем рассмотрении уже напоминает уровень дорогого изысканного отеля.
Правда, все это построено только в 2005 году, железо состарено искусственно, но антураж полностью соответствовал моим ожиданиям. Да и вино оказалось поприятнее - так что я теперь доволен на все 100%. Экскурсия, правда, оказалась на испанском - но что-то удалось попросить перевести, что-то додумали по аналогии со вчерашними посещениями шато.
Династия Виванко как виноделы зародилась в начале 20 века. И как видим делу подошла серьезно и всеобъемлюще. Музей большой и очень интересный. К сожалению, снимать там совсем нельзя.
Много видеоматериалов среди реальных экспонатов. Выставлено абсолютно всё, что имеет отношение к виноделию - виноградники, почва, лоза, прессы, бродильные чаны, изготовление бочек, изготовление бутылок, созревание вина, вкусы, ароматы, пробки, кожаные мехи, разлив вина, транспортировка. И всё это - с самой древности и до наших дней. Отдельный зал выделен под гигантскую коллекцию штопоров и открывашек для бутылок.
Коллекция предметов искусства, связанных с вином - гобелены, картины, скульптура, посуда. В-основном всюду Бахус.
Здешние виноделы пошли дальше, чем вчерашние владельцы шато, где собирали только старинные машины.
Травки вокруг виноградников оттягивают воду из почвы на себя, заставляя лозу "работать сильнее" и увеличивая вкусовую насыщенность ягод. Ягоды прореживают, дабы гроздей получалось меньше, но опять же насыщеннее вкусом.
Закупили еще немного бутылок, и тут задумались - как его сохранить-то? На улице +30, в машине - все +50!
Выйдя в четвертом часу из ворот винного хозяйства, мы внезапно вспомнили что сегодня еще ехать 800 км до Севильи.
Делать нечего - сели и поехали. Навигатор совсем старенький, ни одной дороги не знает, и все время считал что я еду в чистом поле, умолял свернуть через 100 метров то направо, то налево.
Если во Франции разделение на платные и бесплатные дороги было достаточно очевидно: либо едешь 130 и платишь (200 км нам стоили около 20 евро), либо тошнишься 50 по городам - то в Испании альтернативы платным дорогам совсем не так ужасны. Может, 120 там и нельзя ехать - но 100 идешь вполне спокойно, да и поселки не идут непрерывно, а только каждые 20-40 километров, причем многие имеют объездные дороги.
Как-то неожиданно много птиц вокруг. Много хищников кружит над полями. Ближе к закату вдруг пролетела над нами огромная стая журавлей.
В общем, давили-давили гашетку, с перерывами на заправку, подкачку колес, съемки заката - и к полуночи добрались до Севильи. За день несколько раз преодолели отметку 1 км и бессчетное число раз забирались на 500-600 метров, но никаких особенных изменений в климате и растительности нет, как это наблюдается в Норвегии (там на высоте 1 км - уже лунные пейзажи). До Тарифы осталось примерно 200 км.
Сегодня-завтра надо думать, как продолжать путешествие.
Отель в Севилье - с подземным гаражом, где я запарковался в 50 движений, а температура после полуночи на втором подземном этаже была выше 30 градусов.
В отеле - стильный внутренний двор в мавританском стиле. Номер хорош как вилла в Tolos'e, а цена - 40 евро (против 80€) без завтрака, зато парковка - 17€.
А, еще я едучи в машине обмолвился, что надо думать о ее продаже - и после остановки у отеля она отказалась заводиться. Проблема была в перемычке на стартерном проводе, я это поправил - но факт есть факт, машина имеет душу и всё слышит.
День 16. Севилья, Тарифа
155138, 9850 км
В 9 утра в Севилье уже нечем дышать, пекло и духотища. Зефир не струит эфир, а Гвадалквивир похож на густой горячий суп, совсем не несет никакой свежести и прохлады.
Самый большой в мире готический собор оказался разочарованием. Его громада появляется внезапно, и он выглядит опухолью в теле города. Имеет две общие стены с городской застройкой, а с двух других сторон лежат лишь небольшие улицы. Строился, кажется, долго, и всеми подряд, потому напоминает больше нагромождение фрагментов и разных компонентов. Внутри города не нашли ни одной точки, с которой можно увидеть собор целиком. На вход стоит длиннющая очередь. Мы потолкались-потолкались вокруг и поехали дальше.
Парк ЭКСПО на другом берегу реки - куча диковинных павильонов.
Долго думали, взвешивали все за и против, читали-считали и решили не ехать в Марокко, а двинуть на машине обратно до дому из Тарифы. Ну и правильно - а то как еще везти два ящика вина, не самолетом же?
Кстати, мне интересно мнение специалистов - если вино неделю греют в машине до 30-40 градусов и постоянно трясут - оно сразу станет уксусом, или еще остается надежда?
Уже забронировали паром из Германии в Швецию, столик в самом старом ресторане в мире в Мадриде, гостиницу где-то в Испании - так что отступать некуда. Сейчас едем из Севильи 200 км до Тарифы - и на этом главная часть путешествия будет завершена. А если сумеем доехать до дома - то, получается, я ДВАЖДЫ проеду по маршруту Нордкапп-Тарифа. Но загадывать пока рано
По дороге в Тарифу - миллионы ветряков при спуске с гов со стороны Португалии.
Море кайт-серферов в Тарифе. Пол города занято в этом бизнесе.
Отметились в Тарифе.
Вот и закончилась дорога - а впереди еще 4000 км до дома. Пробег машины - 155359 км.
Проехали 10270 километров за 16 дней (это если от Осло) или около 8000 - это если от Нордкаппа. Расстояние получилось на 1500 больше чем я считал - ибо мы местами прилично отклонялись от маршрута ради всяких интересных мест. а местами - бесконечно мотались из стороны в сторону в поисках мест для ночевок.
Залили много-много бензина (думаю, минимум 14 баков под завязку), машина съела литр масла по норвежским дорогам (там я очень крутил двигатель), один раз отказалась заводиться. Я поменял резинки стабилизатора, сжег три предохранителя и сгорел один инвертор сам по себе. Ни разу не помыли машину, но наклеили штук 30 наклеек.
Так что с технической точки зрения путешествие на 20-летней машине оказалось гораздо проще чем я готовился. Правда, компутер и телефон свели меня с ума - такого я даже не ожидал.
Я, грешным делом, думал - в Тарифе будет толпа таких чокнутых как мы, которые колесят поперек Европы. А оказалось - вполне себе курортное место, где главная специализация - кайтсерфинг. Практически все машины - с испанскими номерами. Видели одного итальянца и австрийца, пару французов и колонну голландцев - и все.
Сам мыс Тарифа - закрытая военная база. Туда не попасть - только глядеть со стороны. Вообще испанцам надо поучиться собирать деньги у норвежцев - столько возможностей имеется. А то даже стена старой крепости открывается для посещения на какие-то короткие моменты - остальное время либо по городу бродить либо на пляже загорать.
Погода порадовала - в Севилье была недетская жара и духота, а проехали 200 км на юг - и стало очень даже свежо и приятно, все - благодаря сильному холодному ветру с Атлантики.
(хочется писать много - но надо ехать в Мадрид, там у нас столик зарезервирован в самом старом в мире ресторане)
Отовсюду в городе видна Африка, пролив Гибралтар заполнен океанскими судами, паромами и рыбацкими лодками. Вокруг Тарифы на горах стоят тысячи ветряков - Дон Кихот, думаю, не осилил бы и одного, ибо каждая лопасть у него метров 15, не менее - сами видели грузовик, который вез эту махину на двух прицепах.
Приехали, сфотографировались, искупались, пообедали - и стало как-то грустно, а с другой стороны - спокойно.
Не спеша развернулись, накупили местных вкусностей в супермаркете (хамон - ммммммм!) и с остановками на фотографирование на каждом пятачке поехали через Малагу в сторону Мадрида. Уступив слезным просьбам родителей, пришлось пропустить стороной "тропу короля" - попробуем в другой раз.... Снова где-то в 9 вечера поняли, что впереди - еще аж 500 км до отеля - добрались туда через Сьерру Неваду только в два ночи.
Отель в Альмагро - неплох, большие просторные номера, но чувствуется какое-то запущение. Один номер - прокурен так, что в горле першит. В другом номере кондиционер включился не сразу, холодильника не было, хотя на стене явно читался силуэт, мыло не выдавить.
|