в "Путешествия"      на Главную

Мексика, октябрь 2009.

Попасть в Мексику оказалось не так просто. Для росссиян нужна виза, а ближайшее к Осло консульство, которое делает визы - в Копенгагене, и личная явка для получения документа - обязательна. Хотел заехать в Копенгаген непосредственно под дороге в Мексику - оказалось, что какие-то там авиационные коридоры из Европы в Мексику открыты только по утрам, так что получить визу и тут-же успеть на трансконтинентальный рейс у меня получится только при исключительком везении. Так что в пятницу - за визой, а в воскресенье - в Мексику. Хорошо, что не стал рисковать - в посольстве, пока мне изготовляли визу, сопроводительные бумаги и специальную зеленую книжицу иммиграционного разрешения - прошел как минимум час.

В Мексику вылетел утром в воскресенье, через Франкфурт. Стакан вина и сэндвич вместо завтрака делают мир невыносимо прекрасным :-)
Мне лететь еше 14 часов (кстати, первый полет на "ту сторону" за последние 8 лет), так что дурака валять можно еще долго.
Если компания не обманывает - то такие полеты должны стать естественной частью моей работы, только мне это обещают уже года этак три, так что не очень верится. Но если компания действительно не врет - то надо озаботиться поиском электронной книжки. 14 часов в воздухе - хватит на половину Асприна. Или, может, Достоевского, наконец, прочитать?
Короче, сижу в самолете, читаю журнал Lufthansa. На последних страницах - информация о парке самолетов компании - количество, места, мощность, размеры, вес. Оказывается, Боинг-747 может взлететь, веся 394 тонны, но перед посадкой должен облегчиться до 285 тонн. Получается, он должен сжечь в полете 110 тонн горючки, или больше четверти своего веса! Примерно такие-же цифры для А340 - 110 тонн горючки на борту. И на этом можно пролететь 12500 км, перевезти 330 пассажиров. Получается порядка 3 литров на 100 пассажирокилометров - то есть столько-же, сколько и обычная легковушка с двумя пассажирами. Я, честно говоря, думал что авиация в расчете на перенесенное тело довольствуется комариным чихом керосинчика. А если поверить рекламе Роллс-Ройса, что современные двигатели дают 70% экономии по сравнению с 1970ми годами - то, получается, вовсе даже не автомобиль является самым главным врагом природы?
Мир так тесен, что просто ужас. Читаешь-читаешь на баше истории про самоуничтожающиеся склады, а потом летишь в Мексику в самолете с австрийским итальянцем, изучающим русский для продажи складских систем в Россию. Я ему рассказывал про русский язык и телекоммуникации – а он мне про автоматизированные склады. Про тот самый сложившийся склад, где рухнула крыша, а стены выперло наружу как пузыри. Еще рассказывал про питерского бизнесмена, который построил склад для щуки, на 36000 палет, каждая по 100 килограммов, и всё - на экспорт в Европу. Откуда он берет столько щуки? Рассказывал про особенности бизнеса в России. Оказывается, сейчас все серьезные склады строятся их немецких металлоконструкций, ибо у нас такие конструкции нормального качества делать не могут, а особенно – в срок и большими партиями. Как говорит мужик – инженеры и бизнесмены у нас более чем крутые, он ими восхищается. А вот руками делать у нас ничего не умеют. Зато, говорит, язык у нас красивый. Мне сразу анекдот вспомнился про японцев - "у вас замечательные дети".
(спасибо за эту часть записей тетрадочке в клеточку, ибо компутер снова включился самостоятельно в самом начале полета, истратил батарею, и умер).

По приезду напугали меня всякими рассказками про злодеев-мексиканцев, так что камеру я особо из рюкзака не доставал, потому с картинками получился некий дефицит. Ну зато камера цела и рожу не набили - и на том спасибо.

Первое шокирующее впечатление (я тогда даже не знал что аэропорт практически в самом центре города) - когда выбирались на такси в сторону цивилизации - ехали через какие-то подворотни, автосервисы (каждая третья машина стояла на кирпичах с задранным моторным отсеком), шалманы и притоны.

Первые дни я никак не ощущал 20-миллионного города. По прилету меня для акклиматизации отвели в какой-то местный злачный район - одна однополосная улочка с бульваром по центру, десяток кабаков по обе стороны дороги - и всё. Вокруг - небольшие улочки, зелень, бульварчики, домики в 3-4 этажа, только за углом отеля -небоскреба где-то шумит хайвей.
На второй вечер выбрались в Zona Rosa - затрудняюсь классифицировать это место. Тоже улица по одной полосе в каждую сторону, вокруг - дома на 2-5 этажей. Правда, за фасадами поднимаются небоскребы, но они кажутся какими-то далекими, и совсем не давят. Кроны деревьев перекрывают всю улицу. Приставалы-зазывали в кабаки успевают обратить свое внимание на каждого прохожего. В-общем, в этой части город больше смазивает на какой-то курортный поселок. И только на третий день, когда я покатался в пробках до большого торгового центра, а потом прошелся в одиночестве по Paseo de la Reforma - масштаб города как-то начал ощущаться.

Первый рассвет - солнце только-только поднялось над Попокатепетлем и еле пробивается через слой облаков


Расскажу вам про отель.
Hotel Del Prado - здоровенная башня, которой лет, наверное, 30. Изрядно потрепанная, но чувствуется былой размах.
Самая потрясающая вещь - завтрак. Это не какие-то простенькие континентальные или английские завтраки. Это, понимаешь, вещь! 15 корыт с горячими мексиканскими ништяками, меняющимися каждый день - половину названий я так и не сумел выучить. Горы фруктов, ананасы, дыни и еще какие-то чудеса, порезанные не прозрачными дольками, а нормальными кусками. Штук 6 разных соков, из которых я различил только апельсиновый и грейпфрутовый. Тут не просто жарят яйцо, а скурпулезно строят мега-яичницу из десятка ингредиетов. И на десерт - какие-то волшебные булочки. В будни постоянно играет пианист, а в выходные, говорят, мариачи.
Большой номер - в комнате можно танцевать, постель - трехспальная, окна - почти во всю стену. Стоит чуть тронуть полотенце или открыть шампунь - забирают моментально, заменяя новыми. На фоне всего этого - намертво прикрученны к тумбочке пуль от телевизора, сам телевизор из 1970х, где из 50 каналов еле-еле работают 10, душ, который плюется во все стороны кроме как на меня, температура воды в котором практически никак не соотносится с положением кранов.

А сейчас я сижу в непонятках, и гадаю где прокололся.
Каждый день оставлял монету 10 песо на столе - типа, чаевые. Первый день не взяли, на второй день забрали обе, на третий день опять не взяли, а сегодня забрали одну монету, вторую демонстративно оставив посреди стола. При этом снова забрали начатое мыло, шампунь и воду - а новых на оставили. Чо делать-то?

Вечером, после работы, коллега проявил слабость и остался в отеле - а я двинул в центр. Вышел на Paseo De La Reforma - а там дорога перекрыта, какие-то мигалки, и толппа уборщиков. Вдалеке реют знамена, стоит какой-то гул и гам. Неужели забастовка коммунальных работников? Поскакал вперед, оказалось, уборщики - лишь арьергард, прикрывающий тылы и зачищающий следы. Демонстрация парализовала весь центр, собрала 100.000 человек и устроена профсоюзом энергетиков, протестующим против приватизации огромной государственной энергокомпании.

Вы представляете себе сто тысяч людей в колонне, плюс столько-же сочуствующих по сторонам? Полиция, безусловно, была - примерно 5 человек каждые 100 метров. Даже два заслона было - где-то возле суперкрутого отеля и входа в правительственное учереждение. Наверное, аж целых 200 человек в цепи стояло.

Дошел до самого центра города, где забрался верхний этаж небоскреба Torre Latinoamericana. Обожаю всякие возвышенности, откуда открываются захватывающие виды. Башня - не подкачала, подарила зрелище. Особенно интересно было смотреть за колоннами демонстрантов, тянущимися через весь центр города на главную площадь. Еле оторвавшись от созерцания статыщ муравьев где-то внизу, смотрел на город. Отлично видны горы, окаймляющие бывшее озеро. Склоны гор покрыты ковром огней маленьких домиков. Огненные языки поселков поднимаются к черному небу.


Немного севернее центра, по Paseo De La Reforma лежит Плаза Гарибальди - земля мариачей.
Большие и маленькие, белые и черные, худые и толстые. Во всех заведениях, дворах, подворотнях вокруг мариачи едят, мариачи пьют, мариачи прикорнули у стенки. Ну и разумеется мариачи играют всюду, на все лады, на всех возможных инструментах. Наверное, ккак-то так ощущаешь себя на конкурсе двойников Элвиса Пресли. Мариачей большое, чем туристов. Каждая прогуливающаяся пара, попадающая на площадь, окружается и берется на измор песнями, пока рука не потянется к кошельку и не отстегнет плату за свободу.


Метро

Первую линию метро в Мехико открыли в 1969 году, а сегодня там уже 169 станций, 11 линий и 451 километр путей. Транспортная система занимает второе место в Северной Америке по объему перевозок и пятое место в мире.
На момент строительства метро 70% населения было неграмотным - потому для упрощения навигации каждая станция имеет свой уникальный значок. Сейчас, вроде как, нужда в этой мере отпала - но, кажется, московскому метрополитену придет пора перенимать её.

Всякие мелочи:
• 1 поездка - 2 песо/1 крона/5 рублей.
• Поезда 10 из 11 линий - на резиновых колесах, не хуже чем у Парыжу! Правда, звук во время езды очень непривычный -то-ли словно по лужам едешь, то-ли резину эту жует очень сильно. Но иначе нельзя - слишком шумно, и мягкие мексиканские почвы от вибрации будут оседать еще быстрее (Мехико лежит на дне древнего озера)

• В метро чуваки торгуют музыкой и мелодиями для мобильников - в рюкзаке стоит мафон, либо колонки просто врезаны во внешний карман. Весь перегон продавец пичкает пассажиров последними хитами. Понравившаяся мелодия тут-же сливается по блютусу.
• Женские и детские вагоны - в час-пик передняя треть состава предназначена только для них, для этого треть платформы отделена, а за соблюдением правила наблюдают полицейские, возвышающиеся на тумбочках.


• Прямая ветка прямо из аэропорта и до северного автобусного вокзала.
• Переход между линиями на LARAZA - сумасшедная штука! Тоннель изгибается зигзагом два раза и центральный участок - затемнён, на потолке перехода нарисована звездная карта люминисцентной краской, которую подсвечивают скрытые ультрафиолетовые прожектора. Потрясающе!


Мексиканская кухня - как в Симпсонах, где они путешествовали через Великие Равнины, питались мясным салатом, мясным супом, мясным вторым с мясным гарниром и мясным десертом с мясным компотом.
Мясо - всюду, и просто огромными порциями. С завтрака и до ужина.
Я сильно удивился, когда обнаружил, что острота совсем не является обязательным спутником любого блюда. Везде есть кроме вырви-глаз-острой-отравы и вполне обычные угощения. Но побывать в Мексике и не сжечь себе кишки - разве это интересно? Раз вечером вышли в город немного прогуляться, решили выпить по бутылочке пива, и я заказал себе какую-то крошечную копеечную закуску. Принесли на блюдечке какую-то печенюшку, слегка присыпанную фаршем и травками. Весь в слезах и соплях, под одну эту печеньку я выпил три бутылки пива, но пожар во рту потух только к самой ночи.

Пирамиды

Побывать в Мехико и не выбраться на пирамиды, что в 40 км от города - такого я себе простить не смог бы.
В субботу, закончив все дела, выписался из отеля, собрал походный рюкзачок, закинул основной чемодан в камеру хранения в аэропорту, изучил ассортимент сувенирных лавок, и, подготовленный, двинул вон из города на северо-восток.
"Туда" решил не рисковать и выбраться на такси. Для избегания пробок выехал на метро как можно дальше из города, до Ciudad Azteca, а там поймал такси. Поездка обошлась в 186 песо, но водитель, похоже, ехал в этом направлении впервые - мы собрали все пробки на местных дорогах, не смотря на то что рядом шла скоростная и практически пустынная трасса.

Сам Теотиуакан выглядит впечатляюще. Еще на подъезде видна пирамида Солнца, выступающая из леса словно гора. И эту громадину, говорят, построили где-то в сотых годах нашей эры. 2000 лет назад! Я долго пытался понять, сколь много из увиденного - настоящее, и что уже успели обновить. Пирамиду Солнца, говорят, восстанавливали в 1920х годах, да и весь город практически всегда был хоть в какой-то мере, да обитаем. Но даже если тут и переделали половину, то все равно ощущается какая-то сумасшедшая мощь и сила в этом городе.

Пересказывать - неблагодарное дело, там побывать надо. Не буду врать на счет контакта с космосом и видения иных цивилищаций, но сделать такое и потом бесследно раствориться в истории - мне кажется подозрительным и загадочным. Что стряслось с теми людьми и тем знанием, если Майя на Юкатане сумели построить подобные пирамиды лишь спустя 1000 лет?

Обратно я решил поехать на автобусе. Это было очень просто - как только выходишь из ворот парка, тут-же тебе предлагают место в кондиионированном автобусе с нормальными мягкими креслами. 33 песо - и ты на центральной станции. Автостанция - огромный чистый светлый комплекс на сотни портов. Половина автобусов с надписью Теотиуакан - я даже не уверен, что это не название транспортной компании, а направление движения.

С сувенирами таки получился полный провал. Расслабленный Европой, я не особо озабоитлся вопросом большого запаса наличности, понадеявшись на обязательное наличие банкоматов в таком раскрученном туристическом месте. Но банкоматов на месте не оказалось, а карточки берут далеко не во всех лавках. Лавок в Теотиуакане - море, только судя по ассортименту кажется, у них всего два хозяина. Набор сувениров различается, и там где берут карточки - покупать нечего, а там, где есть игрушки достойные внимания - карточки не берут. Будь тут арабы или китайцы - то они моментально договорились бы с соседями, обменялись барахлом и спарили туристу все что его душе угодно. Но люди-маньяна, не отрывая пятой точки от стула, лишь разочарованно говорят - "карты не берём".
(я определенно знаю как сделать мир лучше, только меня никто не слушает).

Дело не задалось, но, обладая запасом времени, решил попробовать счастья в центре города. От метро Hidalgo пошел на восток, через парк до Площади Конституции. Центр города, толпы народу - и никакого чувства, что кроме мексиканцев, тут знают еще о каких-то других народах. Все магазины, лотки, развалы - все расчитано на местных. Не нашел ни одного магазина сувениров, пройдя весь центр. Ушел направо, за парламентский дворец - и попал в гигантскую толкучку. Всё, абсолютно всё - и улицы, и дворы, и подъезды - всё превращено в магазины, лавки, торговые точки, склады. Торгуют абсолютно всем. Каждая движущаяся еденица либо что-то продает, либо что-то ищет купить. Ближе к Eje 1 Oriente даже встречаются падщие женщины, затмевающие своим количеством все остальные товары этого гиганского рынка (тем удивительнее была могильная тишина и покой этого района, которые я наблюдал вечером в среду, когда пошел гулять после демонстрации).

Апофеоз - Метро Мерсед, показавшееся до боли знакомым. Огромная бывшая площадь, в центре которой затерялся обычный вестибюль метро, скажем, как Чертановская. Только вы вход фиг найдете, так как бывшая площадь превращена в огромный рынок, забитый палатками, между которыми два человека еле расходятся боком. Для защиты от солнца и дождя между палатками натянуты какие-то клеенки или тряпки, света не видно, куда идти - непонятно, направление потока к/от входа не видно, так как потока нет - есть бурление. И в этом адском лабиринте шарахаешься-шарахаешься, пока вместо тряпичной стены не упрешься в бетонную. Тут - главное не потерять эту стену, прорываться в любом направлении не отпуская камень ни на секунду, продираясь за палатками. Либо это окажется стена окружающих зданий - и рынок выплюнет вас наружу, либо повезет - рано или поздно вы дорветесь до одностворчатой железной двери, которая пропустит вас в метро. Удивительно и невероятно. Какая-то квинтэссенция сплава Мехико, Москвы, Лужников, Черкизовского (я там не был, но по рассказам представляю), старой Горбушки и всего остального, такого родного, но приправленного заокеанским соусом.

Типичный мексиканский грузовичок

Нагулялся я в Теотиуакане, на солнышке пригрелся, только что-то слабость меня перидически одолевала - неожиданно для себя приходилось присаживаться на камешки и отдыхать. В автобусе что-то познабливало, правда, пока шастал по рынку в поисках сувениров - не до анализа ощущений было. А как приехал в аэропорт - что-то свосем расклеился. Когда проходил медконтроль перед регистрацией - на инфракрасной камере все тело было темно-синим, но лицо, лоб и щеки пылали алым цветом. Понял, что сгорел напрочь. Думал проапгрейдиться в бизнес, спросил - как с заполнением самолета? Отвечают, что самолет - битком. Мне что-то все хуже и хуже, очень хочется куда-нибудь упасть и забыться. А мужик на регистрации всё бегает-бегает с моим билетом, попросил копию брони, паспорт, и обрадовал, что мой самолет, оказывается, улетел вчера.
Тут мне стало совсем хреново, вот-вот вывернет. Спрашиваю - а места-то есть улететь сегодня? Да конечно, говорит, есть места. Вот так вот - то есть места, а то и нету. Я распластался у него на стойке и терпеливо ждал, пока он перебьет мне билет на сегодня. Повезло - дату поменяли бесплатно, правда, промурыжили долго. Пытаюсь поднять рюкзак - а не могу, хотя там всего лишь компутер да камера. Пройду 20 шагов, да присяду к стенке. Прополз на четвереньках контроль безопасности, дополз до миграционного контроля, снова расплылся по стойке, с трудом следя как колоритный погранец неспеша малюет что-то в десятке журналов (какие компутеры, о чем вы!).
В самолете выпросил аспирина, и засел в туалете, откуда меня выгнали только когда самолет уже выехал на взлетку. Немного отпустило, ночью я отоспался, и более-менее пришел в себя . Кроме красной шелушащейся морды - никаких последствий не осталось.

Что могу сказать по результатам недельной поездки? Что в Стамбуле, что в Мехико - не покидало меня ощущение, что я нахожусь в Москве, в родной России, лишь чуть-чуть другой. Только принимая во внимание сегодняшнее место Турции и Мексики в мире - это никак не комплимент. Соседство кричащей роскоши и нищеты, хаос и хамское поведение на дорогах, постоянное пускание пыли в глаза, торговцы всякой дрянью на дорогах и в метро, уличные развалы с китайским барахлом - это было бы забавно, если-б не было так близко к телу. Carlos Slim, второй богач в мире - из Мексики. Говорят, что в Мексике - 100 миллионов людей, а он один - владеет всем в Мексике. Очень знакомо, не правда ли?

Только в Стамбуле и в Мехико, скажем, полиция не ведет себя так беспардонно, как у нас дома. На полосы для общественного транспорта в центре города никто не покушается, хотя полоса отделена от основной дороги бордюром толщиной с палец. Никто туда не лезет, даже если трафик и стоит полностью в вечерние часы. Хотя и рассказывают истории, что уличные грабежи и вымогательства зачастую совершаются с участием правохранительных органов - но, по крайней мере, на дорогах такого беспредела полицейских машин я не видел ни разу. Живя практически в самом центре, я не видел кортежей с мигалками, я не видел тотального перекытия улиц. Ездят, конечно, машины с включенными люстрами - но по одной, не по встречке, не по тротуарам, не под кирпичи и не на красный. Ну и не говоря о полной и абсолютной невозможности на сегодняшний день увидеть в родной Москве стотысячную демонстрацию протеста.

Не хочется думать, что мы движемся на встречу ЭТИМ странам, и что мы уже успели повстречаться и разойтись на нашем пути. Хочется верить, что совпадения вызваны тем, что нам удалось обогнать их при движении вперед.


наверх      в "Путешествия"      на Главную

Перепечатка материалов с сайта без письменного разрешения автора запрещена.





Rambler's Top100