в "Путешествия"      на Главную

Бейс-джампинг глазами чайника. Два дня на Хели-буги в Къераге, Норвегия.

Есть у меня один приятель - большой любитель прыгать с парашютом. Начинал когда-то с скайдайвинга, а потом переключился на Бейс-джампинг. Он мне сообщил о предстоящей международной тусовке бейсеров в местечке Люсеботн, что в истоке Люсе-фьорда. На скале Къераг, где расположен знаменитый висящий камень, с 20 по 24 июня будет большая движуха, и мы должны увидеть ЭТО.

Не долго раздумывая, я взял два дня отгулов на работе, мы загрузились в машину и поехали. Одна поездка по дороге на место события - уже приключение. Серпантины, перевалы, горные озера, многометровые залежи снега, еще сохранившиеся в июне-месяце с прошедшей зимы. Одним словом - красота неописуемая. Правда, 350 км от Осло до Люсеботна проехать меньше чем за 6 часов - очень сложно. Дорога совсем не располагает к быстрой езде, так как примерно половина пути - однополосное полотно, и со встречными машинами приходится разъезжаться в специальных карманах.
Сама деревенька Люcеботн - микроскопическая. Как я понял - существует только благодаря расположенной рядом гидроэлектростанции. Ни магазинов, ни бензозаправок. В город ведет одна дорога через перевалы и оканчивается головокружительным серпантином, все это закрывается на зиму. Другой вариант попасть туда (единственный в зимнее время) - через фьорд, на одном из двух паромов из Ставангера, за 2 или 4 часа. Зато летом жизнь в городе десятикратно оживляют многочисленные туристы, стоящие в кемпинге, и безбашенные бейсеры.

Туристы едут смотреть на висячий камень Къерагболтен, а бейсеры - прыгать с окружающих скал. В одной только Европе море мест, откуда можно прыгать, и каждый год открываются все новые и новые скалы, но Къераг по-своему уникален.
Для того, чтобы кусок скалы стал настоящей Меккой для бейсеров, требуется сочетание многих факторов. Необходима возможность удобной и быстрой эвакуации тех, кто застрял по той или иной причине на скалах. Знаменитая норвежская отвесная скала Трольвеген - запрещенное место, так как эвакуация пострадавших неудачников представляет собой практически невыполнимую задачу.
Окружающее пространство должно позволить набрать максимальную скорость свободного падения до момента, когда необходимо раскрывать парашют. Къераг - это перепад высоты 950 метров, большая часть из которых - вертикаль. В Норвегии всего две таких скалы, да еще одна в Италии.
Необходим более-менее удобный доступ до точки прыжка - Exit'а. Обычно бейсеры вынуждены добираться на своих двоих до экзита как минимум несколько часов, набирая большую высоту. В Канаде желающие сделать единственный прыжок с пика Большого Паруса должны совершить двухнедельное альпинистское восхождение по вертикальной стене. В Къераге автобус доставит вас от кемпинга по серпантину на высоту около полукилометра, откуда нужно идти всего полтора часа по горным тропам до самых удаленных выходов. Правда, и эти полтора часа приходится нести на себе все снаряжение - сам парашют, костюмы, защиту. А после прыжка и приземления на небольшой каменистый мыс - нужно ждать лодку, которая отвезет прыгунов обратно в городок.

Раз в год ставангерский клуб бейс-джампинга арендует вертолеты, которые на протяжении 4х дней, при условии хорошей погоды, непрерывно забрасывают народ на утесы, что экономит по много часов и позволяет наслаждаться чувством свободного полета практически нон-стоп. За один день 20 июня, в день открытия Хелибуги, вертолет забросил наверх 260 человек, не считая тех, кто все-таки решил самостоятельно прогуляться по горам.

Не смотря на "безбашенность" бейсерского развлечения, организация события, на мой взгляд, была на высоте. В воде постоянно дежурит лодка, готовая подобрать улетевших мимо точки приземления. Наверху, на скалах, дежурит "выпускающий" - все прыжки со всех выходов постоянно координируются и согласовываются. В случае сильного ветра, прилета вертолета, несчастного случая - прыжки прекращаются до разрешения нештатной ситуации.
Все переговоры ведутся по рации - в основном все используют мотороловские TalkAbout различных моделей. Официальный канал организаторов 13-13, плюс у каждой группы прыгунов по собственному каналу. Русским достался канал 17-1.

Для того, чтобы прыгнуть бейс, нужно сделать как минимум 150-200 прыжков скайдайва, так что проблем с точностью приземления у участников мероприятия не стоит. И тем не менее, из-за сильного ветра во фьорде, каждый день пара человек купалась в соленой воде или застревала в лесу на склоне.

Прыгуны были совершенно разные. Кто-то прыгал в шортиках и футболках, кто-то в трекинговых костюмах, а кто-то долго экипировался в Винг-Сьюит. Кто-то просто падал, кто-то крутил колеса в воздухе, кто-то прыгал парами-тройками-четверками, а кто-то в винг-сьюитах как птица и закладывал дуги над точкой приземления или пролетал 2 км до кемпинга, раскрывая парашют и приземляясь прямо к палаткам.


P.S. Фотографировать можно много и сразу, а обрабатывать - медленно и долго ;-) Так что выкладываю все, а доделаю - постепенно.

Немного фоток с дороги. Ехали по самой короткой дороге в направлении Ставангера. Часть дороги действует только летом, сокращая путь между Осло и Ставангером килолметров на 100. Зимой перевалы закрыты, так как снега просто море, а дорожное полотно очень узкое и очень извилистое.


Можете себе представить, СКОЛЬКО снега здесь лежит зимой, если в июне все тает-тает, но 4 метра все никак не могут растаять.


Честно говоря, я боялся что не найду никого в этой кутерьме, но как только я приплыл на площадку приземления, вылез с лодки и увидел этот парашют - сразу понял: Наши тута!!!

Фотозагадка - найдите 6 парашютистов.
Точка приземления. При хорошем везении один цикл "подняться-прыгнуть-уложиться" занимает где-то один час. Те, кто не особо спешил - купались и загорали, благо погода в эти дни была просто замечательная.


Это я тестировал телевик Орестегор-300, который когда-то работал с Пентаконом 6х6. После пересчета форм-факторов получается эквивалентное фокусное расстояние около 600. В контровом свете работает не очень, но людишек на расстоянии более километра в момент отделения разглядеть можно.

Два подобных вертолетика по очереди закидывали людей пятерками наверх. Под брюхом у вертолета висит лебедка, которую можно использовать в том числе для подъема и эвакуации пострадавших прыгунов.
В первый день мы приехали поздно, и для экономии времени (а скорее для щекотания нервов и испытания новых ощущуений) я быстренько купил один подъем и полетел наверх. Однако праздник продолжался не долго - из-за начинающегося ветра подъемы прекратили в 6 вечера вместо 8, и я на врешине провел всего около 20 минут.

Точка приземеления - как ее видно с вертолета.


"Exit №6" и точка приземления
"Exit №6"

Точка приземеления - как ее видно с экзита.

Люсе-фьорд. Где-то вдалеке угадывается Прикестолен. Тоже хорошая отвесная скала, но там нет возможностей забирать людей с приземления и быстро забросить наверх.




























Кроме просто прыгунов, сюда приехали еще и изготовители снаряжения - костюмов и парашютов. Как я понял, это - один из них, Stane Krajnc из Словении, производитель популярных бейсерских куполов. Еще там был хорват Robert Pecnik, самый любимый производитель в бейсерской тусовке. У него очень интересный сайт Phoenix-fly
Неплохая возможность проверить свои задумки в действии и продемонстрировать новые идеи.


Такой костюм называется "вингсьют". В нем прыгут напоминает белку-летягу. На сегодняшний день лучшие костюмы после набора скорости позволяют пролететь 3 км по горизонтали на каждый километр высоты. Вертикальная скорость может быть снижена до 60 километров в час, но при этом горизонтальная скорость достигает 200 километров в час. Я слышал, что кто-то пытается продумать схему приземления без использования парашюта, исключительно за счет винг-сьюта. Самая главная задача - погасить огромную горизонтальную скорость. Возможно, что изобретатели будут пытаться приземлиться на горнолыжные склоны или нечто вроде этого...












Кемпинг, оккупированный в эти дни практически одними прыгунами. Кемпинг, кстати, имеет соответсвующий антураж: в столовой-кафешке под потолком растянут огромный парашют, все стены увешаны фотографиями прыгунов.



"Выход №1" - скала в двух километрах от кемпинга, откуда в винг-сьюите при хорошем умении можно долететь до собственной палатки. Народ к прыжку готовился так долго, что сам момент полета я пропустил.

Второй день - подъем на своих двоих. Автобус забросил нас несколько выше начала тропы для туристов, и мы потопали дальше.




Внизу - Люсеботн.




Возле выхода номер 4.

Юрий Кузнецов - один из первых и лучших бейсеров в России, готовится к прыжку, в надежде долететь до кепинга. Перепад высот - около километра, расстояние до кемпинга - порядка 1900 метров. Коллеги и просто любопытствующие - наблюдают.










Юра благополучно долетел до кемпинга и приземлился буквально в 5 метрах перед своей палаткой. Вечером того-же дня, когда мы паковались и готовились к отъезду, над головами раздался дикий крик УЕЕЕЕЕЕХУУУУУУУ!!!!! - это Юра прыгнул еще раз, раскрывшись прямо над нашими головами и пролетев на это раз на 200 метров дальше.





Тот самый "висячий камень" Къерагболтен.
















































































































Прыгает Валерий Розов, участник проекта "Русский Экстрим".
















Паром в Ставангер








Еще немного ссылок:
Фотографии - James Mills
Фотографии участников проекта "русский Экстрим"


наверх      в "Путешествия"      на Главную

Перепечатка материалов с сайта без письменного разрешения автора запрещена.





Rambler's Top100