Канада. Две недели в Торонто и окрестностях.
Один шанс из тысячи
Как норвежцы умудряются планировать свою жизнь на год вперед? Не понимаю.
Собрался я в пятницу отвезти детей на дачу и провести несколько дней не самым правильным образом.
Только сели в поезд в направлении аэропорта - звонок "срочно в Канаду, нужно было быть там еще вчера!!!".
В результате все выходные просидел в интернете, выясняя как наиболее быстро получить канадскую визу.
В Москве это дело занимает как минимум неделю. Но зато в Лондоне норвежским резидентам визу могут сделать в течении нескольких часов.
В Лондон нужна виза, но можно попасть на 24 часа без визы, если есть задокументированные свидетельства транзитной цели визита.
Короче, чтобы попасть в Лондон - надо предъявить канадскую визу. А чтобы получить канадскую визу - надо попасть в Лондон.
Яйцо - в утке, утка - в яйце, и всё это висит на дубе за тридевять земель.
В понедельник встал я в 5 утра, из Москвы через Прагу прилетел в Осло, приехал домой, за час собрался и упаковал чемоданы, заехал на работу,
где распечатал килограмм бумаг, вернулся в аэропорт и полетел в Лондон.
На подлёте к Лондону попали в пробку и кружили прямо над городом минут тридцать. Не только мы ждали очереди на посадку.
Пару раз пролетели прямо над самым центром города - Тауэр, Докландс, электростанция Баттерси - всё в одном месте, такое маленькое и аккуратненькое.
В отель въехал во втором часу ночи, а вставать пришлось уже в половине шестого. Просидел сначала три часа на ступеньках канадского посольства, а потом еще четыре - внутри и, получив заветную визу, решил расслабиться.
Времени, к сожалению, было мало, потому решил схитрить и купил билет на экскурсионный автобус-даблдеккер, в надежде увидеть всё и сразу.
Маршрут был рассчитан на два часа, но из-за пробок я потратил на это дело больше трёх и успел проехать лишь половину пути.
Аудиогид был интересный, но явно расчитан на гораздо большую скорость передвижения.
На второй этаж автобуса стояла очередь, каждый раз как кто-то спускался со второго этажа - туда кидались десятки новеньких.
Получилось совсем не так, как представлялось в начале.
Какой замечательный дорожный знак!.
Когда, наконец, я прорвался на крышу автобуса - город стал виден совсем по-другому.
В Лондоне я в четвертый раз, и каждый раз вижу Лондон по-новому, как-будто попадаю туда впервые.
Увидел издалека Букингемский дворец, Гайд-парк. Лондонские вокзалы выглядят в точночти так, как я представлял их по книжкам Конан-Дойля, только паровозной копоти нет.
Наушники от аудиогида в автобусах раздаются как одноразовые платки. Крыши автобусных остановок по маршруту засыпаны отработанными затычками.
Генерал с генеральшей.
Нагулялся, поехал в аэропорт - а вылет в Торонто задержали. Уселся в баре с ноутом смотреть фильмы.
Английские розетки в Хитроу - не преграда для русского. Блокирующий контакт заземления отжимается тонкой ручкой, а вилка вбивается в гнездо со второго-третьего удара.
Главное, что-бы розетка выдержала!
Торонто
Добрался до Канады в темноте, пока ходил туда-сюда по гиганскому аэропорту - уже наступила полночь.
Взял такси, отдал водителю с лицом убийцы адрес отеля Хилтон, где был забронирован номер, и мы поехали в ночь.
Сначала крутили по эстакадам вокруг аэропорта, потом поехали в какие-то промышленные зоны. Вижу - проезжаем мимо Хилтона,
делаю попытки привлечь внимание водителя - ноль реакции. Пришлось звонить коллеге, который уcпокоил - вокруг аэропорта несколько Хилтонов, можно расслабиться.
Первым делом по приезду написал в ЖЖ о новом местоположении - и сразу обнаружились знакомые в Торонто. Вообще-то мир мал до безобразия.
То в аэропорту на другом конце Европы встретишь коллегу по старой работе, то приехав в Торонто обнаружишь там двух
одноклассников. Раз так сложилась судьба - значит, надо воспользоваться! Как раз в нашем районе проходил барбекю-фестиваль - прекрасная возможность
посидеть и поговорить о жизни.
Ярмарка барбекю несколько удивила. Было шумно, весело, необычно, но в моём понимании барбекю - это не шаурма, требует почтения и ритуалов при
потреблении - а тут на картонных тарелках пластиковыми ножами кромсаешь деликатесы. Цены тоже неприятно удивили - мясо оказалось дороже, чем во многих
ресторанах, да и пиво продавалось совсем не по ярмарочным ценам - по 5 баксов за 0,33. Впрочем, в ситуации с пивом нашлось объяснение: оказывается, минимальную
цену на алкоголь устанавливает город, когда выдает лицензию на организацию фестиваля - дабы народ не перепился.
Короче, все эти фестивали - на любителя. Зато компания была удачная - посидели очень хорошо, поговорили от души, мне рассказали много всякого интересного про Канаду, дали подсказок и наводок, помогли построить громадьё планов.
Буду воплощать в жизнь!
Кстати, на счет пива - практически во всех ресторанах, где днём есть бизнес-ланчи, официанты ни на секунду не сомневаясь предлагают пиво. И многие ведь соглашаются - видать, хорошо бизнес идёт!
Проклятье бизнес-поездок: отель - у работы, а работа - где-то на задворках цивилизации, там, где стоимость земли как можно ниже.
От отеля до офиса - 3 километра, но добраться - только на машине. Тротуаров нет, а на хайвее пешеходов отстреливает полиция.
Первое время туда-обратно меня возил коллега, так что для начала я исследовал территорию вокруг отеля.
Первым делом нашел огромный парк Centennial Park.
Это был наслоящий взлом стереотипов. Я-то думал, тут до ближайшего леса два часа на машине ехать, а тут все удовльствия оказались в одном месте.
Большой лес с множеством маленьких тропинок, горнолыжные спуски, картодром, бейсбольные тренажеры, футбольные поля.
Каждый вечер собирались авиамоделисты с радиоуправляемыми самолётиками и вертолётиками и даже летали кордовые модели - я-то думал это направление умерло лет двадцать назад.
Как только получил собственную машину - в первый-же вечер самостоятельной жизни попытался выбраться в центр Торонто.
Пока ехал - вспоминал американский стиль жизни. Бесконечная сеть жилых кварталов на десятки километров во все стороны света до горизонта и еще дальше.
Едешь-едешь, а вокруг одинаковые домики, одинаковые торговые площади, одинаковые перекрестки, и так - километров 20.
Даже в Торонто на берегу озера Онтарио вместо ожидаемой Рублевки видишь такие-же домики. Где-то - даже с фонтаном во дворе, где-то с небольшой свалкой всякого барахла.
Домики, конечно, плотно стоят, и между ними к воде не пробраться, но в конце каждой улицы, упирающейся в озеро, есть лужайки с выходом к воде. А местами - большие парки.
Я-бы там провёл весь вечер, но на самом деле я поехал туда поужинать. И вот втемяшилось мне в голову сесть на террасе у озера, на ветру, у воды - но в подобных местах ресторанов не было в принципе. Так, по бережку, добрался я до самого центра.
Вокруг - хайвеи на 10 полос где-то в небесах, огромные офисные и жилые башни, даже трамваи появились.
Вот только совершенно не видно ни одного ресторана, лишь изредка тележки с хот-догами. Крутился-крутился, пока не стемнело, в самом центре, у залива решил бросить машину и попытать счастья пешком. Но как только мне озвучили 15 баксов за парковку (не важно, что я собирался уйти всего на час) - так чувство голода сразу пропало.
Покатался еще по центру, видел железную дорогу.
У них железная дорога заперта в каменные джунгли словно река - по обе стороны высоченные каменные стены, огромные башни из стекла и бетона, а где-то там внизу бегут пути, переплетаясь и наседая друг на друга, в надежде вылезти из этого плена.
Катался-катался я по центру, уже был готов на любую забегаловку, даже без вида на озеро, но все парковки оказались переполнены. Так я и остался без ужина.
Зато в лабиринте улиц нашел пивной магазин с сотней сортов пива со всего мира. Магазин так и называется - "Beer Store".
Ангар, с кассой, ценниками и дырой в стене.
Ценники на стенах - словно табло с биржевыми сводками. Сорта пива, ёмкость, упаковка, градусы, цена.
На кассе вводишь код, оплачиваешь карточкой, подходишь к дыре в стене - и оттуда тебе в руки вылетают одна за другой упаковки с пивом.
На следующий день решил схитрить - бросить машину на ближайшей станции метро/электрички и забраться в центр. Но и тут случилась неудача - ближайший поезд в город только через час. Здание станции открыто только 2 часа по утрам, в остальное время идёшь сразу на платформу.
Где билеты купить - загадка, но со всех сторон увещевают плакаты - "систeма работает на вашей честности".
Поезда не дождался, медленно, переулками и проездами, покатил обратно к отелю. В облачную погоду в бесконечных жилых кварталах Торонто ориентироваться невозможно. Потеряв счет левым и правым поворотам, можно оказаться где-нибудь в Ниагаре.
В какой-то по счету день я таки попал в даунтаун. А потом еще раз, и еще раз. И Торонто мне стало нравиться всё больше и больше.
Центральная улица Yonge попала в книгу рекордов Гиннеса как самая длинная улица в мире.
Улица начинается от берега озера Онтарио и делит город на восточную и западную части. В 5 километрах от даунтауна,
будучи формально всё еще в центральном районе, полностью скрыта кронами деревьев.
Ближе к центру улица больше напоминает Старый Арбат, чем Калининский и только в самом даунтауне крошечные магазины шириной в одно окно уступают место небоскрёбам.
То-ли с погодой повезло, то-ли так и было задумано - но низкое солнце после многократных отражений от 100-этажных домов добирается практически до каждого уголка улиц даунтауна.
С самого низа забрался на самый верх, на канадскую телебашню. Не смотря на всю банальность, CN Tower - отличное место встретить закат. Городской аэропорт, доки, парки на островах, небоскрёбы и жилые районы - всё такое смешое с высоты 446 метров.
Через окна на верхушке башни город виден внизу, словно пещера Рудокопов из сказок про Изумрудный Город.
Прямо под башней - старое локомотивное депо. Вокруг стоят огромные трансконтинентальные паровозы и тепловозы - такое количество железа меня очень впечатляет. А в самом депо - пивоварня, где можно прогуляться по производству.
Гулял до самой ночи. Даунтаун не засыпает - из офисов народ перебирается в рестораны и клубы. После недели сидения в офисе было приятно провести 5 часов на ногах. Ужинал в китайском ресторане, по окончании трапезы получил Fortune Cookies, где было аж две бумажки "у вас получится всё, что-бы вы не делали".
Знак судьбы! Так что на выходные запланировал кое-что интересное.
Авиаклуб
Арсений, давно живущий в Торонто, рассказал про авиаклуб в самом центре города, в городском аэропорту прямо под телебашней, где за 75 канадских долларов можно полетать посреди небоскребов даунтауна. Кто сможет от такого отказаться?
К сожалению, не всё так сказочно - место слишком лакомое для желающих срубить бабки по-быстрому, потому этот авиаклуб постоянно проходит через руки всё новых и новых владельцев, находясь в состоянии перманентного банкротства.
Но Америка тем и хороша, что есть капиталистическое богатство выбора.
Не получилось полетать в даунтауне - обзвоним пяток других малых аэропортов вокруг города.
Ближайший аэропорт - Бромптон, где удалось назначить время практически на следущий день.
Приехал, подписался под бумагой, снимающей всю ответственность за моё состояние с авиаклуба, и отправился на лётное поле.
На поле - 150 ангаров и еще где-то 50 самолётов припаркованы на улице. На сколько я разбираюсь в этом деле, вокруг были только сессны и пайперы, и ни одного самолёта с колёсами на хвосте (говорят, только крутые летают на таких).
Вся эта авиатехника - сугубо для развлечений. Ну, может, лишь пара-тройка используется для запуска планеров и буксировки баннеров над городом, остальные - сугубо для покатушек.
Блестящий самолет канадской королевской авиации
Выданный мне пилот Тревор оказался очень приятным инструктором. Абсолютно все свои действия сопровождал пояснениями, отвечал на все мои вопросы.
Начинается всё с предполётной проверки самолёта.
Выпускаются закрылки, качают элероны и рули. Уровень бензина в баках на крыле проверяется при помощи деревянной линейки, так как "датчики врут".
Немного топлива сцеживается из обоих баков и карбюратора, визуально проверяется состояние - наличие воды, грязи. Цвет топлива (цветом маркируется октановое число).
Проверяется уровень масла. Масла оказалось мало - пошли за добавкой в магазинчик на краю поля.
Залили литр - по прежнему не хватает. Проверили бортовой журнал - за последние несколько полётных часов залили уже 5 литров масла.
Механики посмотрели - сочится какая-то прокладка.
Сдали все бумаги на этот самолёт, получили бумаги на новый, снова расписались в десятке журналов, пошли делать проверку заново. Со вторым самолётом было гораздо лучше - масла под завязку, топливо аж выливается через дренажные трубки...
Вырулили на взлётную, Тревор предлагает - взлетать будешь? Очень, конечно, была заманчиво, но я что-то вспомнил мои неудачные полёты в GTA VI, сослался на сильный боковой ветер и окончательно отказался под предлогом фотографирования. Наверное, старый стал - раньше точно-бы воспользовался шансом.
Тревор взлетел и только после этого передал штурвал мне. Ощущения - словно едешь по разбитой лесной грунтовке. Всё время надо рулить. Приборы работают с большим запозданием - спиной (а еще точнее - попой) чувствуешь, что самолёт поднимается - а альтиметр всё еще показывает снижение. Или наоборот.
Колбасит очень сильно - 3 часа дня, почти нет облаков, горячее солнце греет землю, но леса, поля, дороги и озера нагреваются неравномерно, постоянно перемежающиеся восходящие и нисходящие потоки трясут самолёт и испытываешь ощущения словно на американских горках. Летали полчаса на высоте 1000-2000 футов.
Сумев поддерживать высоту, я выпросил разрешения покрутиться. Сначала немного, потом еще немного, а потом заложил вираж под углом 45 градусов. Глянешь в окно - начинает голова кружиться. Тревор похвалил, но попросил больше так не шалить - все треки записываются на GPS, и ему потом начальство оторвёт голову за подобные фокусы чайников.
Тревор следил за мной, а я вцепился в штурвал так, что покраснели руки. Так что фотографий в стиле "Путин за штурвалом" не получилось, и вообще с фотками не очень получилось - нельзя получить все удовольствия сразу.
А так, сколько видел, всё параллельно-перпендикулярное. Широченные хайвеи, от них разбегаются дороги попроще, а вдали - гравийки и грунтовки. Но всё пересекается исключительно под прямыми углами.
Сели - а я руки выпрямить не могу. Всё красное и скрюченное.
После того как оплатил всё, расписался всюду, спрашиваю Тревора - у вас тут дают чаевые? Нууу, говорит, если очень хочешь - то можно. Мне действительно хотелось - ибо понравилось черезвычайно.
Воодушевленный успехом такой авантюры, решил не останавливаться.
Монреаль
В Бостоне живет однокурсник, которого не видел сто лет. Решили пересечься, но только мне-то в Америку нельзя - так что искали точку в Канаде. Ниагара - клево, но ему слишком далеко ехать. Выбрали Монреаль.
Прямая дорога - не интересная, так что в Монреаль я поехал через север, по канадским лесам, мимо национального парка Algonquin. Цивилизация там вроде как есть, а мобильная связь отсутствует в принципе.
Терминалы для банковских карточек связываются с банком по диалапу (в ресторане стоял и ждал у кассы, пока освободится телефон) либо вообще карточки прокатывают механически. С одной стороны - непривычно после Норвегии, где мобильники не ловят только в глубине гор.
А с другой стороны, в этой канадской глуши телефонные линии, наверное, уже лет 100 назад были - зачем менять работающую систему?
Море всякой живности на дорогах, как живой так и не очень. Видел огромную черепаху, переползавшую у меня на глазах дорогу и прячущую голову в панцирь каждый раз как над ней проезжала машина.
Всякие сурки, еноты, белки, лисицы и прочие непонятные звери бегают туда-сюда через дорогу, или уже больше не бегают.
По дороге насмотрелся на американский автопарк. С дизайном легковушек у американцев явно какие-то проблемы, а вот на грузовики могу смотреть часами.
Как всегда, возникла проблема - только достану камеру, как все нормальные машины пропадают, так что верьте не картинкам а моим словам
- красивее траков других машин в Америке нету.
Интересно, что длина прицепа - как длина всего автопоезда в Европе, но при этом у многих прицепов всего две оси. Как они не складываются от тяжести?
Хотя на дорогах тут все фуры такой длины - значит, большинство ходят недогруженные?
А рядом на дороге - пяти- и шести-осные полуприцепы.
Этот, вроде-бы, обычными дровами гружен, а конструкция - как для перевозки чугуниевых экскаваторов.
А за одним эвакуатором даже гонялся по местным улицам - уж больно был красив и внушителен.
По всяким местным дорогам забрался на Транс-Канадскую магистраль, огибающую с севера заселённые области страны.
Посмотрите, какие прекрасные дорожные знаки!
До Монреаля добрался уже совсем ночью, заселился в первую попавшуюся гостиницу, которая оказалась в центре еврейского района. На каждом электроприборе сертификат кашрута. На завтрак - булочки с молоком и больше ничего.
Монреальские Трансформеры
В Монреале все говорят по-французски, и даже разговор без раздумий начинают на французском. Официанты в ресторане просто-таки ТРЕБУЮТ 15% чаевых.
Так как поездка в Монреаль получилась спонтанная, то никакой культурной программы подготовлено не было.
Выбрали наиболее очевидный вариант - музей железных дорог Канады.
Ф топку!
Железнодорожный музей - просто рай. Музей организован на территории старого железнодорожного депо.
Ангары, платформы, старые станции, два кольца путей на территории, по которым туда-сюда бегают старые поезда.
Паровозы под паром, гигантские локомотивы с колёсами в человеческий рост, вагоны трансокеанских экспрессов - и всё можно трогать, всюду лазить. Восторг!
Спальный вагон. Днём внизу купе на четверых, а ночью - двуспальная кровать внизу и двуспальная кровать наверху.
Туалет
Интересно работала почта на железной дороге. Поезда собирали на ходу почту со всех станций, через которые проходили. Мешки с корреспонденцией подвешивали
у путей, поезд на ходу этот мешок срывал, а другой, с пришедшей почтой, выкидывал. Почта сортировалась почтальонами в почтовом вагоне прямо на ходу.
Напарившись в железных ангарах, попытались искупаться. В навигаторе искали объекты "Beach", но попадали сугубо на жилые улицы. Прокатались так до вечера, плюнули, вернулись в центр и бродили почти до полуночи по улицам и набережным.
Обратно из Монреаля пришлось выехать в два часа ночи, дабы отмахать 560 километров и проскочить Торонто насквозь до начала утренних пробок. Успел, но очень боялся в дороге получить полицию на хвост - средняя скорость в поездке была 109 километров в час.
Обогнал всех, приехал в офис первым, принял холодный душ и до конца дня сидел как зомби, боясь упасть лицом в клавиатуру.
Великие Озера
Для закрепления успеха, на вторые выходные решил уехать еще дальше. Стартовал в пятницу, переночевал где-то на пол-пути, и в субботу утром въехал в Muskoka, край тридцати тысяч озёр.
В дорогу закупил всякой ерунды пожевать.
Среди всего прочего запасся банкой Принглз со вкусом маринованных огурцов - хоть звучит и страшно, но на вкус оказалось неплохо. Кстати, в Америке Принглз пока что продают в пачках по 181 грамму, хотя в Новрегии содержимое за последние 5 лет усохло с 200 до 165 грамм, а в Мексике - вообще до 145.
Мускока похожа на Карелию. Сплошные озёра, леса, маленькие поселки. Летом сюда приезжают дачники из Торонто и туристы со всего мира.
Тут есть собственное пиво Muskoka - the taste of cottage country, целых 5 сортов - pilsner light, premium lager, hefe-weissbier, cream ale, dark ale. И даже собственная модель стульев - Muskoka Chair.
Главная цель - городок Parry Sound на берегу залива Святого Георгия озера Гурон.
Когда-то это был крупный перевалочный пункт между транс-канадской железной дорогой и судоходными путями Великих Озер. Рядом располагались фабрики боеприпасов и взрывчатки.
Над городом проходит мост трансканадской железной дороги, построенный в 1907 году, до сих пор остающийся самым большим мостом в Онтарио.
Сейчас в городе осталось несколько тысяч постоянных жителей, но летом город и острова вокруг наполняют отдыхающие.
Здесть есть своя авиакомпания StGeorgians Bay Arilines, флот которой состоит из десятка гидросамолетов. Дежурное предложение - слетать на самолете пообедать на один из внешних островов архипелага. Всё удовольствие стоит 100 долларов.
Так как на самолете я уже летал - решил быть попроще и поплавать на корабле вокруг островов.
С погодой на редкость повезло - солнце, тепло, свежий ветерок. Три часа катался между островами, любовался природой.
Хоть эта местность называется Cottage Country, и жители Торонто выезжают в "коттеджи" (в американском английском это слово обозначает что-то похожее на щитовой домик, что стоит на 6 сотках) - на самом деле дома там по большей части похожи на дворцы.
Иногда острова выставляют на продажу, стоят они по несколько миллионов но, говорят, продаются моментально.
Хотя есть варианты и попроще. Можно, например, снять на неделю остров в 50 соток с домом на 4 спальни за 1500 долларов. Электричество, каяки, каное - всё включено в стоимость.
Некоторые лодки, курсирующие между островами, могут пересечь Тихий Океан без остановок. А местами вместо лодок припаркованы частные гидросамолеты.
Пока катался на корабле по островам - выяснил, что не смотря на обилие частных территорий в этих лесах всё еще можно без проблем встать лагерем. Ну, значит, надо попробовать! Только надо лодку найти, чтоб выбраться куда-нибудь подальше в глушь.
В турагентстве дали рекламку ближайшего проката - приехал, почти обо всём договорился, но в последний момент выяснилась забавная вещь - ангар с лодками распложен посередине леса! Проклятье автомобильной цивилизации - бери лодку, грузи на машину и катись куда хочешь.
Появился печальный неразрешимый ребус - как эту лодку оттуда вывозить, не имея багажника, непонятно где её спускать на воду и как парковать машину, чтоб не нарушить ничьё частное пространство. Загадку не решил и с сожалением был вынужден отказаться.
Приятели пропасть не дадут - дали наводку на другую точку, несколько южнее. Опять не повезло - на базе Moon River Bay Marina, ближе всего расположенной к внешним островам и открытой воде, последние две байдарки стащили у меня из-под носа.
Но нас так не остановишь - я поехал прочёсывать леса и совершенно случайно нашел отель на берегу небольшого озера, да в добавок и с прокатом лодок.
Первый раз за две недели спал с открытыми окнами (ни в одном отеле окна не открывались, были лишь кондиционеры, зачастую установленные прямо в комнате и немилосердно грохотавшие всю ночь). Домик стоит в окружении сосен, выходит окнами прямо на озеро. Под плеск волн и шелест деревьев спал как убитый.
Утром взял на прокат каное и поплыл учиться плавать. Никогда не использовал каное, так что пришлось учиться на лету.
Плыть прямо, гребя веслом с одной стороны я так и не смог.
Более-менее получалось плыть, правя остро к ветру, и загребая с подветренного борта. Тогда ветер как-бы выправлял лодку.
Но стоило чуть ветру крепчать - как сил моих гребков уже не хватало и тут-же лодку разворачивало на 180 градусов.
К сожалению, особого единения с природой не получилось - озеро оказалось в глубине лесов, все берега были утыканы хижинами и дворцами. Ну зато физкультурой позанимался полдня - уже здорово.
Наплавался так, что даже приехав в офис, сутки спустя ощущал покачивание на волнах. Полученных впечатлений было столько, что оставшиеся дни командировки просто бродил по паркам и улицам, наслаждаясь тишиной и покоем пригордов Торонто.
|