в "Путешествия"      на Главную

Австрия. Капрун и немного Вены.


Занесло меня на две недели в Вену в ноябре. Работа-работой, а выходные выдались сободные, но погода в самом городе стала совсем плохая. Захотелось покататься на лыжах, да снега нет нигде поблизости от столицы. Сезон катания по всей стране начинается только в декабре, в остальное время года можно кататься только на ледниках. Я слышал про ледники в Питцтале, Иннсбруке, Майрхофене, Зольдене, но все эти курорты расположены в другом конце страны, ехать туда - минимум полдня. Искал-искал в интернете, и выснил что ближайший к Вене ледник - в Капруне. Ни разу не слышал - значит, обязательно надо туда поехать!

Прямого транспорта из Вены, как я понял, нет. Нужно ехать скоростным поездом до Зальцбурга около двух часов, а оттуда - местным поездом либо автобусом до Цель-Ам-Зее. Цель-Ам-Зее - курортный городок в долине, стоит на озере Целлер Зее, оттуда в Капрун и к подъемникам на ледник ходят местные автобусы.
Зимой вся долина - один огромный горнолыжный курорт, на подъемники можно сесть чуть-ли не в центре города. В несезон-же можно кататься только непосредственно на леднике Китцстайнхорн, подъемники на который стартуют в 7 километрах от Капруна.

Карта всех подъемников в долине

До подъемников из Капруна можно доехать на бесплатном автобусе. Из Цель-ам-зее уже надо платить деньги, 3,80 евро в один конец.
Уровень долины - около 800 метров, а ледник лежит примерно между 2800 и 3000 метрами. В ноябре в долинах было всё ещё тепло, но кататься можно было уже до станции Langwied (1978 метров), а хороший снег лежал еще ниже.

В 1970х годах в Капруне построили фуникулёр, идущий из долины практически к подножью ледника, большую часть пути бегущий по тоннелю в скале. Но в 2000 году произошла катастрофа - один из вагонов фуникулёра загорелся в тоннеле. Только часть пассажиров сумела разбить пластиковые окна и покинуть вагон, остальные задохнулись и сгорели. Подъемник так и не восстановили. Вместо него построили новую очередь канатки с кабинками, параллельно существовавшей.
Теперь из долины наверх первой очередью поднимаются две параллельные линии гондольных подъемников, вторая очередь - тоже две параллельные линии, но одна из них - кресельная. Наверху - и бугеля, и креселки, и большая кабина на самую вершину, и наклонный рельсовый подъемник.

Ноябрь - хоть и начало полноценного зимнего сезона, но оказались доступны далеко не все возможные развлечения.
По результатам поездки у меня остались смешанные чувства. С одной стороны - это первый выезд в Альпы. Красота всюду, что в долине, что на вершине. Подъем на самую верхнюю точку курорта - 4 очереди, 3 пересадки. Оцените масштаб! Поля для катания на самом леднике (именно поля, а не трассы) - от горизонта до горизонта. Прокат лыж - куча компаний, можно взять в одном месте, бросить в другом, если не подходит - обменять в ближайшей точке проката, оставить на хранение на ночь, чтоб не тащить на себе домой.
С другой стороны - всё, кроме этих самых полей на леднике, раскатано до стекляшки. Ниже ледника от подъемника до подъемника зачастую можно проехать по единственной трассе, местами зажатой между скалами, в результате получаются сплошные бугры или наваленные сугробы. Ехать приходится по краю трассы - в центре просто сносит вниз. И еще тоннель на обзорную площадку над ледником, с которой видно долины по обе стороны горы, оказался закрыт.

В общем, на основе рассказов друзей и приятелей я имел завышенные ожидания, потому катание мне не особо понравилось, особенно в нижней части. Склоны на самом леднике в лучшем состоянии, но совершенно без изюминки, и очень медленные подъемники.

Очереди на нижних подъемниках - отсутствуют вообще, зато очереди на бугели на леднике - огромные (огромные - это аж минут 5-10 стоять), хотя этих бугелей там - целых 5 линий.
Еще из положительных моментов - мне ужасно повезло попасть в нужное место в нужное время. В начале ноября на леднике открывается зимний сезон катания (на самом деле ледник закрывается только на 6 недель летом, остальное время - работает) и по такому случаю все желающие могли получить полтора часа обучения в группе с инструктором. Я ожидал, что там будет ужасная толпа, но набралось всего 4 человека. За два дня инструктор рассказал столько интересного, сколько я не сумел понять за два года катания.
Тренер сказал, что катаюсь я хорошо, но совершенно неправильно. На коротких лыжах езжу как на суперслаломе. То-то в прошлом сезоне меня так привлекло кататься на лыжах длиной 216 см. Получилось, что остаток дня я боролся с собой, пытаясь забыть старые навыки и отработать новые. Извалялся изрядно, но что-то началось получаться.

Виды такие, что захватывает дух.


В первый день погода была замечательная - весь день наверху светило солнце, а облака из долиины даже близко к снегам подобраться не могли. Но на второй день они осмелели и постоянно накатывали на ледник, закрывая всё вокруг и принося с собой сильный ветер. Стало совсем неуютно и некомфортно кататься.

Вообще, забравшись на ледник, начинаешь догадываться, откуда берется различие между горцами и жителями равнин. Стоишь в горах в снегу, мерзнешь, ветер сдувает, а через дыру в облаках видишь внизу идиллические картины зеленых полей, ярких аккуратных домиков, садов, озер и речек. Поневоле хочется спуститься и погреть на всем этом руки.


Всякая всячина:
Бугельные подъемники на самом леднике смонтированы прямо на льду, а ГПС-датчики постоянно мониторят их положение. Летом в течении нескольких недель особо отклонившиеся мачты возвращают на место.
Самая высокая в мире мачта-опора канатной дороги - 113 метров, у подъемника Гипфельбанн.
Ротраки ходят прямо днём, периодически обновляя трассу.

Кружка пива на вершине горы стоит 3,50 евро - совсем ничего австрияки не понимают в коммерции!



Вечером, после катания, изучал Цель-ам-зее - очень интересный городок. Курорт, действующий круглый год. Зимой - лыжи, летом - гольф, водный спорт, велосипеды, самолёты-планеры-парашюты, пешие и конные походы. Там есть ветка узкоколейной дороги Пинцгауэр, действующая параллельно основной колее, по которой водит поезда настоящий узкоколейный паровоз.


Есть даже музей раритетных машин, но до него я добраться просто не успел.

И еще всякие интересные мелочи:
Продажа газет - положите евро в копилку, достаньте газету из пакета сами.

Наверху - снег, а в городе - пальмы в кадках
Жильё искал через интернет в Цель-ам-Зее, так как совершенно не представлял себе как буду попадать в Капрун после полуночи. Нашел "пансион доктора Гесслера", 3 минуты пешком от станции. Не сообразил распечатать карту заранее, так что пришлось брать такси, а таксист такого адреса даже не знал (или делал вид что не знал) - в результате сначала он меня покатал по горду, потом мы с ним жутко разругались и я отправился сам бродить по городу с чемоданом. В конце-концов нашел. Дом - три этажа, первый - хозяйский, остальные - жильё для гостей. Мне досталась большая комната с ванной и кухней - всего лишь 25 евро и даже с завтраком. Завтрак приносят фактически в постель.

После окончания катания решил наградить себя за хорошие успехи походом в ресторан. Ресторан Стайнервирт (говорят, работает с 1493 года) - это прекрасно! C 1493 года, конечно, мало что сохранилось, но полное ощущение, что попал в начало двадцатого века. Дубовые панели, паркетный пол, старая деревянная люстра с плафонами из, не побоюсь этого слова, эбонита. Печка в углу главного зала, которую ежевечерне топят настоящими дровами. Особо интересно, что в ресторане столовые приборы сделаны в том-же самом Цель-ам-зее! Не в Китае, даже не в Золингене - а в этом самом городе!
Еще одна из местных штучек - зальцбургское пиво Стигель, чьи фирменные стаканы имеют насечку на дне в виде эмблемы. Пузырики рождаются на этом рисунке, и бесконечно бегут и бегут вверх, словно пиво только-только налили.



Вена

В один из вечеров попали на органный концерт в Стефан-Доме (соборе Святого Стефана). Я неосмотрительно потащил туда своего коллегу - первоначально он совсем не возражал и даже как-бы обрадовался. Играл профессор-академик, чьи титулы и регалии занимали много больше места, чем список исполняемых произведений. Концерт длился два часа, было холодно, и время от времени я поглядывал на коллегу - его колбасило. Я думал, виноват то-ли холод, то-ли то на сколько сильно профессор халтурил, но спросить не решился. Как только мы вырвались на улицу - он позвонил жене и долго-долго жаловался, что был вынужден сидеть и слушать бесконечные пассажи 2,5 часа вместо обещанных 40 минут. Вероятно, это был первый подобный концерт в его жизни и, скорее всего, последний. Я раскаивался и комплексовал.

А какая замечательная еда в Вене! Первым делом мы пошли в знаменитый семейный ресторан Figlmuller, куда идут ради одного-единственного блюда - Кайзер-шницеля резмером больше тарелки. Не меняя рецепта, его подают там каждый день уже больше 100 лет. К шницелю дают маленькую мисочку с венским картофельным салатом и кувшин вина.

После шницеля - обязательная прогулка и последующее посещение венских кафе.
В кафешках сидят не только гламурные дуры с сумочками Биркин, в кафешках сидит вся Вена. Студенты, пенсионеры, влюблённые, бизнесмены, рабочие, туристы. Даже в 11 вечера в кафешку приходят не за пивом, а за чашечкой кофе с пирожным, за молочным коктелем или мороженым, которые строятся дольше и сложнее, чем какие-нибдудь блюда французской кухни.

В одном из кафе мне досталась кружка-только-для-правшей:

Ну и курят всюду. После Норвегии, где в общественных помещениях курить нельзя в принципе, прокуренные кафе и рестораны несколько напрягают. Даже в туалетах сделаны специальные держатели сигарет - как-бы не обжечься или не обжечь...


Одним словом, командировка получилась лучше отпуска. Программа развлечений оказалась перевыполнена на 200%. Органный концерт в Стефан-доме, Винершницель, Кайзершницель, выходные на леднике в Капруне, картофельные салаты, кнёдели, персональный горнолыжный тренер, захер-торт, штрудель, моцарт-торт, Гёссер, Стигель. Всегда-бы так!


наверх      в "Путешествия"      на Главную

Перепечатка материалов с сайта без письменного разрешения автора запрещена.





Rambler's Top100